Обратная издательская модель
Сергей Король
С издательско-читательским миром происходит забавная штука — книг покупается больше, они стоят дороже, но при этом читаются всё реже и реже. Философия приобретения вещей впрок, с надеждой на будущее использование (прочтение), постепенно загоняет людей в тупик.
Если бы непрочитанные книги можно было представить в виде больших деревянных коробок, то весь мир был бы завален пирамидами этих нераспечатанных ящиков. Решить эту ситуацию можно весьма элегантным способом — начать платить читателям за прочтение книг.
Обратная издательская модель, придуманная пару лет назад журналистом и блоггером Кевином Келли, выглядит следующим образом:
Читатель покупает у издательства электронную книгу за 500 рублей, загружает её в своё любимое устройство (Kindle, iPad — не имеет значения), и начинает читать. Устройство с помощью хитрых алгоритмов отслеживает процесс чтения и позволяет убедиться, что человек действительно читает книгу, а не просто перелистывает электронные странички.
Можно измерять время, отводимое на каждую страницу, а можно даже отслеживать движение глаз со встроенной цифровой камеры. Когда книга полностью прочитана, издатель возвращает читателю её полную стоимость (500 рублей) и доплачивает еще, к примеру, 100 рублей.
В результате у читателя оказывается электронная книга и 100 рублей в качестве награды за свои труды.
А что же происходит, если книга так и остаётся непрочитанной?
В таком случае читатель остаётся с книгой, а издатель забирает себе её стоимость (500 рублей).
В чём же преимущество такой системы?
Эффект обратной издательской модели имеет две составляющих:
- Читатели учатся внимательней выбирать книги, точней рассчитывать свои силы, время и интерес. Практика показывает, что это удаётся далеко не всем — по словам Келли, только одна книга из 10 дочитывается до конца. При этом внимательные и ответственные читатели получают мощный мотиватор и дальше приобретать новый опыт.
- Издатели получают дополнительную выгоду — до 40% больше выручки сразу. Расходы на вознаграждение тех, кто дочитал до конца, с лихвой покрываются повышенной стоимостью для тех, кто бросает книги наполовину.
Обратная издательская модель только на первый взгляд кажется странной и утопичной — у нас с вами есть все шансы увидеть её внедрение, признание и расцвет. В мире, где каждый платит только за то, что ему нравится, разумно привлекать к потреблению и вознаграждать самых ответственных. Такая система позволяет издателям заработать больше, а читателям стать опытней, искушенней и умней.
|