Реклама на сайте
  • Регистрация
  •   Войти
    Новости литературы: анонсы книг, литературный календарь, новинки букридеров, биографии писателей, рецензии, деловая литература, новости фантастики, рейтинги книг, что читать.
    ozon
    • Одноклассники
    • Twitter
    • Twitter
    • RSS
    • Главная
    • Новости
    • Что читать?!
    • Анонсы книг
    • Деловая литература
    • Детские книги
    • Интервью
    • Рецензии на книги
    • Колумнисты
    • Букридеры
    • Литературный календарь
    • Путеводитель по писателям
    • Новости фантастики
    • Записки читателя

    Артем Ефимов: «…историческая память – это основа национальной идентичности, и держится она на мифах…»

    27.01.2017 10:28 0 комментариев
    Tweet
    Серф

    С чего мы взялиВ издательстве Individuum вышла книга научного журналиста Артема Ефимова «С чего мы взяли. Три века попыток понять Россию умом». По мнению автора, фальсификация истории начинается с того, что мы забываем задать себе вопрос, а с чего мы, собственно, взяли, что Иван IV был Грозным, а Алексей Михайлович — Тишайшим? Вот он и решил показать швы истории, объяснить логику тех, кто писал русскую историю. Через биографии наших основных историков, от Татищева, Карамзина до Зализняка и Милова, автор показывает, чем они руководствовались в своих идеях, по какому пути шла их мысль.

    С чего начались ваши отношения с историей?

    Я историк по первому образованию, закончил РГГУ в 2006 году, историко-филологический факультет, отделение истории. Специализировался на истории Германии эпохи Реформации. Диплом у меня был про Альбрехта Бранденбургского — последнего верховного магистра Тевтонского ордена, который принял протестантство и превратил орденское государство в герцогство Пруссия со столицей в Кенигсберге. В Калининграде есть памятник Королевские ворота, на нем — горельефы трех правителей, которые сыграли большую роль в истории города. Мужик справа с бородой и с мечом — это как раз Альбрехт. После окончания университета я подался в журналистику, потому что мне был 21 год и не хотелось сидеть в архивах и библиотеках. А теперь я поступил в аспирантуру Вышки и изучаю реформы Петра I. Старею, видимо.

    Артем ЕфимовВ университете у нас были такие дисциплины — источниковедение и историография. Это ремесленная часть занятий историей, и как всякое ремесло, они очень занудные. Любители истории ими, как правило, не владеют и даже не интересуются — им интересно, «как оно всё там было». А зануда, который заботал источниковедение и историографию, знает, что никакого «как оно было» не существует, а существует только то, что историкам удается извлечь из доступных источников. Причем извлечь по определенной процедуре, которая гарантирует проверяемость выводов историков. Это всё ужасно скучно, студенты-историки обычно воют. Я тоже выл. Экзамены по источниковедению, историографии, теории и методологии истории я до сих пор вспоминаю с содроганием. Когда я читал исторические книжки, источниковедческие и методологические части я обычно пропускал, потому что ну невозможно же, какое занудство. И только сильно потом, в том числе благодаря журналистской работе, я понял, что именно это самое важное — с чего мы это взяли, как это сделано, как выстроена работа с данными, как мы от источника дошли до вывода. Именно это определяет качество сделанных выводов. Короче, занудство рулит. Опять же, видимо, старею.

    Русская история какой-то особый случай? У нас то 28 памфиловцев как национальная идея, то «Гибель империи. Византийский урок».

    На первую часть ответ — нет. Русский «особый путь» — это на самом деле дословный перевод немецкого Sonderweg. В Англии есть islandism, в Америке — exceptionalism. Если вы французу и испанцу скажете, что у них какой-то не особый исторический опыт, они временно перестанут ругаться между собой и вам врежут. Про Китай или там Полинезию я уж вообще молчу.

    Есть такая концепция — «места памяти». Ее придумал французский историк Пьер Нора, ему сейчас под 90 лет, дай ему бог здоровья. Если очень упрощать, суть ее в том, что историческая память — это основа национальной идентичности, и держится она на мифах. Не в смысле на небылицах, а в смысле на неких сюжетах, имеющих символическое значение. Ну там, ополчение Минина и Пожарского: собрался народ и в едином порыве пошел отстаивать свою независимость. Это мы сейчас так прочитываем этот миф. Двести лет назад, когда Минину и Пожарскому поставили памятник на Красной площади, это читалось иначе: народ в едином порыве пошел отстаивать самодержавие, видя в нем залог своего счастья. Что при этом думали сами Минин и Пожарский и их ополченцы — это вообще третья история. Но как бы там ни было, есть вот этот устойчивый миф, как народ объединился, изгнал врага и водворил порядок на своей земле. Те же 28 панфиловцев — это, в общем, примерно про то же, это символ народного подвига, самопожертвования в борьбе с врагом, с абсолютным злом. Цинично говоря, совершенно не важно, что там на самом деле происходило у разъезда Дубосеково в 1941 году, сколько было тех панфиловцев, кто из них потом стал предателем и что потом выдумал корреспондент «Красной звезды». Важен символ подвига и самопожертвования, который подкрепляет нашу национальную идентичность, наше сознание общего прошлого. Видимо, примерно это всё время пытается сказать Владимир Мединский, но зачем-то срывается на площадную брань, и получается не очень. Что происходило у Дубосекова в 1941 году — не так важно для исторической памяти. Для исторической науки это как раз исключительно важно: кто, как и из чего создал миф, «место памяти».

    В книге описана жизнь и работа десяти историков. У вас есть любимец?

    Любимый герой у меня, конечно, Карамзин, недаром же он на обложке. Жанр биографических очерков — он вообще очень удобный для автора, потому что очерки могут быть очень разными, в зависимости от героя. Вот Татищев: бродяга, авантюрист, интриган; и очерк про него — с налетом плутовского романа. А Карамзин — это человек, который всю жизнь работал над собой, сам из себя делал писателя, потом политического публициста, потом историка; постоянная напряженная внутренняя работа. Биография Карамзина в ЖЗЛ, которую написал, на секундочку, Лотман, называлась «Сотворение Карамзина» — в том смысле, что он сам себя творил, его биография — это такое же его творение, как «Бедная Лиза» и «История государства Российского». Ну и очерк соответствующий — с психологизмом, с попытками угадать, что он там себе думал.

    Про кого было сложнее писать?

    Сложнее всего писать было про Леонида Милова. Потому что он умер совсем недавно, в 2007 году, и нет необходимой дистанции, чтобы про него как-то более или менее бесстрастно говорить. История — это про то, что уже прошло, что недоступно нам в непосредственном опыте. Про это и эпиграф книги: «История — это когда все уже умерли». Это Андрей Леонидович Зорин сказал, замечательный историк и филолог, я в университете слушал его лекции по истории русской литературы XVIII века.

    Книга уже продается в магазинах, вы уже видели своих читателей? Для кого эта книга?

    Ну вообще, у меня был перед глазами вполне конкретный образ читателя — редакция N+1, ведь книга выросла из текстов, которые я писал для сайта N+1. Это люди в возрасте вокруг 30, образованные и интересующиеся, среди прочего, историей, но не имеющие специальных познаний в исторической науке. Люди, которые интересуются тем, как всё устроено, в том числе как устроены историческое знание и историческая память. Я сам точно так же читаю про биологию или про физику: мне страшно интересно, я далеко не всё понимаю — и радостно хватаюсь за книги, в которых мне это объясняют. Ну и папе моему, кандидату технических наук, наконец удалось объяснить, чему я пять лет учился в университете.


    Individuum «С чего мы взяли. Три века попыток понять Россию умом» Артем Ефимов Интервью

    Подпишитесь на рассылку!

    Хотите раз в неделю получать новости литературы. обзоры книжных новинок и рекомендации что почитать? Тогда подпишитесь на нашу бесплатную информационную рассылку.

    Рассылки Subscribe.Ru
    Новости литературы
    Подписаться письмом


    После заполнения внимательно следуйте инструкциям по активации подписки. МЫ ГАРАНТИРУЕМ, что по данной рассылке вы не получите никакого спама и всегда сможете отписаться, если решите, что не хотите получать наши письма.





    Оставить комментарий

    Подписаться

    Хотите раз в неделю получать новости литературы, обзоры книжных новинок и рекомендации что почитать? Тогда подпишитесь на нашу бесплатную информационную рассылку.
    * indicates required

    View previous campaigns.

    После заполнения внимательно следуйте инструкциям по активации подписки. МЫ ГАРАНТИРУЕМ, что по данной рассылке вы не получите никакого спама и всегда сможете отписаться, если решите, что не хотите получать наши письма.

    РУБРИКИ

    • Анонсы книг
    • Афиша
    • Библиотека
    • Биографии писателей
    • Букридеры
    • Деловая литература
    • Деловая пресса
    • Дискуссионный клуб
    • Интервью
    • Интересные факты
    • Книги для детей
    • Книжные топ-листы
    • Колумнисты
    • Купить книги
    • Литературные конкурсы и премии
    • Литературный календарь
    • Литературоведение
    • Новости
    • Новости фантастики
    • Опросы
    • Партнерство и сотрудничество
    • Подкасты
    • Путеводитель по писателям
    • Статьи о творчестве
    • Театральный обзор
    • Уже читал!
    • Что читать?!
    • Экранизации
    Новости литературы: анонсы книг, литературный календарь, новинки букридеров, биографии писателей, рецензии, деловая литература, новости фантастики, рейтинги книг, что читать.

    Карта сайта
    • “УЖЕ ЧИТАЛ!” – итоги конкурса!
    • О проекте
    • Размещение рекламы на сайте Новости литературы
    • Реклама на сайте Новости литературы
    • «Уж небо осенью дышало…»
    • Добавить цитату на конкурс
    • Подпишитесь на рассылку!
    • Магазин
    Поиск:
    © 2023 — Новости литературы. All Rights Reserved