«Мне страшно, что страха в душе моей нет» – 20 ноября 1869 года родилась Зинаида Гиппиус
«Новости литературы» поздравляют читателей со 150-летним юбилеем со дня рождения поэта и прозаика, мемуариста и литературного критика, одной из ярчайших представительниц русского символизма Зинаиды Николаевны Гиппиус.
Зинаида Гиппиус родилась в городе Белев Тульской губернии в семье чиновника – обрусевшего немецкого дворянина. Стихи начала писать с 7-и лет, однако родные, по ее признанию, считали их «испорченностью». Девочка тяжело страдала от болезни легких, и потому получила образование дома. Она посещала различные учебные заведения в городах, где жила семья по долгу службы отца, но урывками, готовясь к экзаменам в основном с гувернантками.
После смерти отца большая семья, оставшись без средств к существованию, переехала в Москву, где Зинаида поступила в гимназию Фишер. Училась она охотно и с интересом, однако врачи обнаружили у нее туберкулез, и семья переехала в Ялту, а позже – в Тифлис к брату матери. Все это время жизнь талантливой девочки была неразрывно связана с увлечением русской литературой.
В 18 лет юная поэтесса встретила свою первую и единственную любовь – Дмитрия Мережковского, выпустившего к тому времени свой первый сборник стихов и путешествующего по Кавказу. С того времени и на всю жизнь он стал для нее мужем, спутником, другом, соратником, как и она для него: их духовный и творческий союз отличался необычайным долголетием и продолжался 52 года.
В 1889 году после скромной церемонии венчания и короткого свадебного путешествия она переехала с мужем в Петербург, где начала активную литературную деятельность. Сначала молодые супруги договорились, что он пишет исключительно стихи, а она – прозу. Однако после неудачного перевода байроновского «Манфреда», уговор был нарушен, и каждый писал по настроению. Первые стихи Гиппиус, написанные под сильным влиянием С.Я. Надсона, опубликовали в журнале петербургских символистов «Северный вестник». Она вошла в их круг сразу и тут же стала одним из ярких представителей символизма. В ее стихах было все, что характерно для этого литературного течения: нарочитая оторванность от жизни, раздумья о любви и смерти, превознесение ценности отдельной личности (прежде всего собственной):
Я ненавижу человечество
И от него бегу, спеша.
Мое любимое отечество —
Моя пустынная душа.
Ницшеанские мотивы, модные в то время и постоянно звучавшие в стихах поэтессы, уступили место христианским – ведь она воспитывалась в православной среде. В 1901-02 годах Гиппиус вместе с мужем и В.В. Розановым организовали Религиозно-философские собрания, в основе которых лежало учение о Царстве Божием на земле. Их целью было объединение интеллигенции и церкви для «религиозного возрождения» страны. Вскоре основали и собственный печатный орган – «Новый путь», где Зинаида публиковала свои стихи как религиозного содержания («Христу», «Господь Отец», «Предсмертная исповедь христианина» и др.), так и вполне светские по духу («Сосны», «Дождичек» и др.). В этом же журнале под псевдонимом Антон Крайний она выпустила ряд критических статей, объединенных названием «Литературный дневник».
Квартира супругов Мережковских в доме Мурузи на Литейном проспекте в Петербурге стала настоящей Меккой символистов и религиозных философов. Однако в то время как члены собраний решали вопросы о Царстве Божием, другая, враждебная им сила пыталась установить свое царство. Революция 1905 года не прошла мимо внимания Зинаиды Гиппиус, если в поэзии ее все еще преобладали символистские мотивы, то вопросы общественной жизни заняли значительное место в ее прозе – сборники рассказов «Черное по белому» (1908), «Чертова кукла» (1911), «Лунные муравьи» (1912).
Гиппиус волновала судьба ее народа, судьба страны – она, как и вся остальная русская интеллигенция, мечтала о том, чтобы из нищей, забитой, Россия превратилась в прогрессивную мировую державу. Поэтому с восторгом приветствовала Февральскую революцию, видя в ней духовное потрясение, призванное очистить человека, раскрепостить религиозное сознание и создать свободную Россию. Однако восторг этот продолжался недолго, всего лишь до 25 октября 1917 года. Будучи христианами, чета Мережковских-Гиппиус не смогла смириться с кровавой диктатурой большевиков. Они считали Октябрьский переворот наступлением «власти тьмы, царства дьявола», поэтому без колебаний отвергли и разгон учредительного собрания, и Брестский мир, и красный террор. В дни переворота у Гиппиус родился ряд гневных стихов, которые составили цикл «Последние стихи»:
Блевотина войны – октябрьское веселье!
От этого зловонного вина
Как было омерзительно твое похмелье,
О бедная, о грешная страна!
Лежим заплеваны и связаны
По всем углам.
Плевки матросские размазаны
У нас по лбам.
Поначалу Мережковские надеялись на свержение нового режима, однако надежды рассеялись с поражением Юденича. В 1919 году, будучи не в силах больше жить в условиях большевистской диктатуры, супруги покинули страну. Они нелегально перешли польскую границу вблизи Бобруйска и поселились вначале в Минске, где выступали с лекциями для русской эмиграции, публиковали политические статьи в газете «Минский курьер».
В феврале 1920 года переехали в Варшаву, где Гиппиус стала редактором литотдела эмигрантской газеты «Свобода». Но и здесь они не задержались: рассеялась очередная надежда: создать союз братских народов для борьбы с большевизмом. После того, как Польша подписала перемирие с Советской Россией и правительство запретило критиковать большевизм под угрозой высылки из страны, Мережковские выехали в Висбаден, а затем в Париж, где поселились в собственной квартире, сохранившейся еще с дореволюционных времен.
Живя в эмиграции, Зинаида Гиппиус с мужем попытались «реконструировать» дореволюционную российскую жизнь в среде себе подобных, создав общество «Зеленая лампа», объединившего лучших представителей русской эмиграции. Гиппиус была не только организатором и идейным вдохновителем общества – она была его душой, духовным центром. Для Зинаиды Николаевны зеленый свет был связан с верой в религию и Россию. Супруги возобновили знакомство с Бальмонтом, Минским, Буниным, Шмелевым, Куприным, Бердяевым, Франком, Шестовым, Карташевым.
В эмиграции Гиппиус продолжила литературную деятельность. В 1922 году в Берлине появился на свет сборник «Стихи», в 1925 году в Праге вышла книга ее воспоминаний «Живые лица» (в двух томах) с воспоминаниями о Блоке, Брюсове, Вырубовой, Розанове, Сологубе и других, в 1939 году в Париже – сборник стихов «Сияние».
В сентябре 1928 года Мережковские приняли участие в 1-м съезде русских писателей-эмигрантов в Белграде. За вклад в сокровищницу русской литературы Король Александр наградил супругов орденов Св. Саввы 1-й степени. В 1941 году Зинаида Гиппиус пережила одну из величайших трагедий в своей жизни (после расставания с родиной) – кончину горячо любимого супруга. Она хранила его образ в своем сердце, в своей памяти. До самой своей смерти 9 сентября 1945 года она работала над воспоминаниями о Дмитрии Сергеевиче.
Последняя книга Зинаиды Николаевны, «Дмитрий Мережковский», вышла уже после ее смерти, в 1951 году, а возвращение к читателям-соотечественникам состоялось лишь в 1987.
|