«Все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит» – 29 июня 1900 года родился Антуан де Сент-Экзюпери
«Новости литературы» поздравляют читателей с 120-летней годовщиной со дня рождения французского писателя, поэта и профессионального летчика Антуана Мари Жан-Батиста Роже де Сент-Экзюпери.
Антуан де Сент-Экзюпери родился во французском городе Лион, происходил из старинного провинциального дворянского рода. В 1908 году Экзюпери поступил в Школу братьев-христиан Святого Варфоломея в Лионе. В 1912 году на авиационном поле в Амберье он впервые поднялся в воздух на самолете, машиной управлял знаменитый летчик Габриэль Вроблевски. До 1914 года Сент-Экзюпери учился в иезуитском колледже в Мансе, в колледже маристов, готовился к поступлению в «Эколь Наваль», но не прошел по конкурсу. В 1919 году записался вольнослушателем в Академию изящных искусств на отделение архитектуры.
В 1921 году Экзюпери был призван во французскую армию. Прервав действие отсрочки, полученной им при поступлении в высшее учебное заведение, Антуан записался во 2-й полк истребительной авиации в Страсбурге. Сначала его определили в рабочую команду при ремонтных мастерских, но вскоре ему удалось сдать экзамен на гражданского летчика. Его перевели в Марокко, где он получил права уже военного летчика, а затем послали для усовершенствования в Истр. В январе 1923 года с ним произошла первая авиакатастрофа, он получил черепно-мозговую травму, а в марте его комиссовали.
Экзюпери переселился в Париж, где и предался писательским трудам. Однако на этом поприще он поначалу не имел успеха и был вынужден браться за любую работу: торговал автомобилями, был продавцом в книжном магазине. Лишь в 1926 году Экзюпери нашел свое призвание – стал пилотом компании «Аэропосталь», доставлявшей почту на северное побережье Африки. Весной он начал работать по перевозке почты на линии Тулуза – Касабланка, затем Касабланка – Дакар. 19 октября 1926 года его назначили начальником промежуточной станции Кап-Джуби на самом краю Сахары. Здесь он написал свое первое произведение – «Южный почтовый».
В скором времени Сент-Экзюпери стал владельцем собственного самолета С.630 «Симун» и 29 декабря 1935 года предпринял попытку поставить рекорд при перелете Париж – Сайгон, но потерпел аварию в Ливийской пустыне, едва избежав гибели. Первого января его и механика Прево, умиравших от жажды, спасли бедуины. В августе 1936 года, согласно договору с газетой «Энтрансижан», поехал в Испанию, где шла гражданская война, и публиковал в газете ряд репортажей. В январе 1938 года Экзюпери отправился на борту лайнера «Иль де Франс» в Нью-Йорк, где работал над книгой «Планета людей». 15 февраля он начал перелет Нью-Йорк – Огненная Земля, но опять потерпел тяжелую аварию в Гватемале, после чего долго восстанавливал здоровье сначала в Нью-Йорке, а затем во Франции.
4 сентября 1939 года, на следующий день после объявления Францией войны Германии, Сент-Экзюпери явился по месту мобилизации на военный аэродром Тулуза – Монтодран и 3 ноября перевелся в авиачасть дальней разведки. Многие пытались убедить Экзюпери в том, что он принесет гораздо больше пользы стране, будучи писателем и журналистом, но он добился назначения в боевую часть. В одном своем письме в ноябре 1939 года он пишет: «Я обязан участвовать в этой войне. Все, что я люблю, – под угрозой. В Провансе, когда горит лес, все, кто не сволочь, хватают ведра и лопаты. Я хочу драться, меня вынуждают к этому любовь и моя внутренняя религия. Я не могу оставаться в стороне». Сент-Экзюпери сделал несколько боевых вылетов на самолете «Блок-174», выполняя задачи по аэрофоторазведке, и был представлен к награде «Военный крест».
В июне 1941 года переехал к сестре в неоккупированную часть страны, а позже выехал в США. Жил в Нью-Йорке, где в числе прочего написал свою самую знаменитую книгу «Маленький принц» (1942), опубликованную в 1943-м. Тогда же он вступил в ВВС «Сражающейся Франции» и с большим трудом добился своего зачисления в боевую часть: ему пришлось освоить пилотирование нового скоростного самолета «Лайтнинг» Р-38. А 31 июля 1944 года Сент-Экзюпери отправился с аэродрома Борго на острове Корсика в разведывательный полет и не вернулся.
Долгое время о его гибели ничего не было известно, и только в 1998 году в море близ Марселя один рыбак обнаружил браслет. На нем было несколько надписей: «Antoine», «Consuelo» (так звали жену летчика) и «c/o Reynal & Hitchcock, 386, 4th Ave. NYC USA». Это был адрес издательства, в котором выходили книги Сент-Экзюпери.
В мае 2000 года ныряльщик Люк Ванрель заявил, что на 70-метровой глубине обнаружил обломки самолёта, возможно, принадлежавшего Сент-Экзюпери. Останки самолета были рассеяны на полосе длиной в километр и шириной в 400 метров, почти сразу французское правительство запретило любые поиски в этом районе. Разрешение было получено только осенью 2003 года. Специалисты подняли фрагменты самолета, один из них оказался частью кабины пилота, сохранился серийный номер самолета: 2734-L. По американским военным архивам ученые сравнили все номера самолетов, исчезнувших в этот период. Выяснилось, что бортовой серийный номер 2734-L соответствовал самолету, который в ВВС США значился под номером 42-68223, то есть самолету Локхид P-38 «Лайтнинг», модификация F-4 (самолет дальней фоторазведки), которым управлял Экзюпери.
Журналы Люфтваффе не содержат записей о сбитых в этой местности 31 июля 1944 года самолетах, а сами обломки не имеют явных следов обстрела. Это породило множество версий о крушении, включая версии о технической неисправности и суициде пилота. Согласно публикациям прессы от марта 2008 года, немецкий ветеран Люфтваффе 88-летний Хорст Рипперт, пилот эскадрильи «Ягдгруппе 200», заявил о том, что это именно он на своем истребителе «Мессершмитт Ме-109» сбил самолет Антуана де Сент-Экзюпери. Согласно его заявлениям, он не знал, кто был за штурвалом самолета противника:
«Пилота я не видел, лишь позже я узнал, что это был Сент-Экзюпери»
О том, что пилотом сбитого самолета был именно Сент-Экзюпери, немцам стало известно в те же дни из радиоперехвата переговоров французских аэродромов, которые осуществляли немецкие войска. Отсутствие же соответствующих записей в журналах Люфтваффе связано с тем, что кроме Хорста Рипперта, других свидетелей воздушного боя не было, и этот самолет не был ему официально засчитан как сбитый.
|