Иван Аксаков, 8 октября
8 октября 1823 года родился Иван Сергеевич Аксаков, русский публицист, редактор-издатель, поэт и критик, один из идеологов славянофильства.
8 октября 1823 года родился Иван Сергеевич Аксаков.
Иван Сергеевич Аксаков родился 8 октября (26 сентября ст.с.) 1823 г. в с. Куроедово (Надежино) Белебеевского уезда Оренбургской губернии. Сын С. Т. Аксакова, брат К. С. Аксакова. В 1826-1838 гг. с перерывами жил с семьей в Москве, где получил домашнее образование. После окончания петербургского Училища правоведения в 1842-1843 гг. служил в московском 6-м (уголовном) департаменте Сената (в 1847-1848 его обер-секретарь), в память об этом периоде написана мистерия «Жизнь чиновника» (1843; опубликовано в 1861 г. в Лондоне), восхваляющая мужество одинокого борца с бюрократизмом и разочарование в эффективности государственной службы (которую, однако, сам Аксаков продолжал в Астрахани, Калуге, Петербурге и Ярославской губернии до своего прошения об отставке в феврале 1851). В 1852 г. в Москве под редакцией Аксакова вышел первый том «Московского сборника», объединивший «старших» и «младших» славянофилов и опубликовавший, среди прочего, некролог Н. В. Гоголя. В марте 1853 г. рукопись второго тома, как и само издание, были запрещены из-за статьи Аксакова о ярославской «общине ремесленников» как идеальном общественном устройстве. Аксаков лишился права редактировать какое-либо издание и был подвергнут полицейскому надзору. В 1855-1856 гг., во время Крымской войны, вступил в Серпуховскую дружину, включавшую и московское ополчение (дошла до Бессарабии, в боях не участвовала). Путешествуя по Европе, в Лондоне Аксаков встречался с А.И.Герценом, который, позднее разойдясь с ним из-за поддержки им политики царского правительства в Польше, говорил об этой встрече: «Мы с ним очень, очень сошлись…». По возвращении в Москву Аксаков стал управляющим конторой журнала «Сельское благоустройство», а в 1858-1859 гг., после снятия запрета на редакторскую деятельность, — фактическим редактором журнала А. И. Кошелева «Русская беседа». С этого времени Аксаков — ведущий славянофильский публицист, принявший тезис о «нравственном равновесии» в Древней Руси и призывавший к формированию в России «общества» — всесословной «среды», одухотворенной внепартийным «народным сознанием», упраздняющей «ненародную» дворянскую интеллигенцию — придаток государственного аппарата — и распространяющей его привилегии «на все сословия». Был издателем-редактором московских газет «Парус» (1859), «День» (1861-1865), «Москва», «Москвич» (обе 1867-1868), «Русь» (1880-1886), столь часто преследовавшихся властями и закрывавшихся, что Аксакова называли «страстотерпцем цензуры всех эпох и направлений». В конце 1850-х годов он сблизился с московским купечеством (с И.Ф. и Н.Ф.Мамонтовыми и известным издателем К. Т. Солдатенковым, которые материально поддерживали его издания). В 1857-1878 гг. Аксаков — глава Московского славянского комитета (снят с поста и выслан из Москвы после выступления на собрании Московского славянского благотворительного общества с резкой критикой позиции российских дипломатов на Берлинском конгрессе 1878 г., согласившихся на раздел Болгарии и передачу части ее под власть Турции), По мнению Аксакова, это ущемило интересы России после окончания Русско-турецкой войны. В 1870-1880-х годах Аксаков (увлеченный к тому времени идеями панславизма, в чем признавал себя его последователем и единомышленником Ф. М. Достоевский) был тесно связан с московскими финансовыми кругами; в 1869 г. — один из инициаторов создания Московского купеческого общества взаимного кредита (в 1847 председатель совета его правления). Был членом Общества любителей российской словесности; в 1872-1874 его председатель. Зять (с 1866) и почитатель Ф. И. Тютчева, автор биографического очерка «Федор Иванович Тютчев» (1874). В нем он развил полемическую концепцию «пушкинского» периода русской поэзии, заканчивающегося со смертью Тютчева; сам был автором медитативной и проникнутой славянофильским пафосом лирики, публиковавшейся в московских изданиях («Москвитянин», «Московский литературный и ученый сборник на 1847 год», «Московский городской листок» и т.п.): Мы все страдаем и тоскуем, Странным чувством объята душа, Русскому поэту, Клеймо домашнего позора, Усталых сил я долго не жалел, а также стихотворного рассказа «Зимняя дорога», «Поэтическая вольность» (1845) и неоконченной поэмы «Бродяга» (1846-1850), оказавшей влияние на поэму Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». В 1860-1880-е годы Аксаков стремился осмыслить новые тенденции общественной жизни пореформенной России в свете идей К. С. Аксакова и А.С.Хомякова. Аксаков надеялся, что крестьянская реформа приведет к сближению сословий в России, а институт земства будет способствовать восстановлению органичности общественных связей, характерной, по убеждению славянофилов, для истории Руси. Аксаков считал, что дальнейшее существование дворянского сословия после 1861 г. невозможно, и предложил проект самоупразднения дворянства как сословия, отмены всех «искусственных разделений сословий» и распространения дворянских привилегий на все сословия России. Идея самоупразднения дворянства была выдвинута Аксаковым в полемике с идеологами дворянского конституционализма. Аксаков вскоре утратил надежды на возможность быстрого достижения в России бессословной общественной гармонии, но продолжал выступать с критикой конституционализма. Как и у первых славянофилов, в воззрениях Аксакова монархизм сочетался с признанием необходимости личной и общественной свободы и несовершенства любых форм государственности: «Государство, конечно, необходимо, но не следует верить в него как в единственную цель и полнейшую норму человечества. Общественный и личный идеал человечества стоит выше всякого… государства, точно так, как совесть и внутренняя правда стоят выше закона и правды внешней». В начале 1860-х годов Аксаков формулирует идею «общества». На его взгляд, в России, покончившей с крепостным правом, развивается и крепнет новая социальная сила — «общество», «народ самосознающий» — по существу, народная интеллигенция, призванная преодолеть отчуждение между государством и народом. «Общество, — утверждал Аксаков, — объединяет людей всех сословий, оно есть сила именно социальная и духовная, а не политическая», и для нормального ее развития совершенно необходимы основные свободы (слова, печати, совести). Но уже в середине 1860-х годов, наблюдая за социальными процессами в стране, он приходит к выводу, что «общество» оказалось «бессильным», неспособным выполнить столь необходимую для России объединяющую и творческую миссию. Аксаков стремился следовать не только общественно-политическим, но и религиозно-философским идеям первых славянофилов, продолжил начатый его предшественниками спор с рационализмом, видя в нем логическое знание, «отрешенное от нравственного начала». Умер Аксаков в Москве 8 февраля (27 января ст.с.) 1886 г. По материалам энциклопедии «Кругосвет»
|