Дэвид Макрэйни «Психология глупостей»
Связь между разумом и телом
Заблуждение: ваше мнение о событиях и людях основано на объективной оценке.
Истина: вы перекладываете явления материального мира на слова и сами верите в эти слова.
Представьте такую картинку.
Вы стряхиваете с плеч снег, входите в дом, в камине потрескивают дрова; надеваете свитер, обхватываете обеими руками чашку горячего сидра, откидываетесь в удобном кресле прямо перед очагом. Уютно?
Как ни странно, люди мыслят метафорами. Теплое и холодное, быстрое и медленное, светлое и темное, жесткое и мягкое имеют для нас двоякое значение. Холод мы воспринимаем физически, но «холодным» может быть тон, обращение с другим человеком. «Темным» бывает не только цвет, но и нутро человека, «жесткой» — спинка стула и манера торговаться.
Картинка, нарисованная мною, получилась очень «теплой» — физически теплой — и в такой системе координат вы будете воспринимать все относящееся к этому описанию, но уже как эмоционально «теплое». Возникнут соответствующие словесные ассоциации, и эти мысли подготовят вас к эмоционально теплому поведению.
Лоренс Уильямс и Джон Барг в 2008 году провели исследование, участников которого знакомили с новыми людьми в разных ситуациях: половина группы получала при этом чашку горячего кофе, а другая половина — ледяной кофе.
Первой группе новый знакомый показался приятным, щедрым, заботливым человеком, а второй — угрюмым и замкнутым. В другом варианте эксперимента людям вручали горячую грелку или грелку со льдом и просили просмотреть различные товары, оценить их качество, а под конец предлагали подарок за участие, который они могли взять для себя или для кого-то другого. Поделились наградой 54% участников из «теплой» группы и лишь 25% из «ледяной» группы.
Физическое ощущение перешло в слова, слова окрасили впечатления и повлияли на поступки.
Этот феномен подтверждается множеством исследований. Человек в яркой одежде кажется дружелюбным и остроумным — он «яркий». Если человек говорит медленно, он кажется недалеким — он «вялый». Метафоры, свойственные вашей культуре, окрашивают окружающий мир. Тактильные ощущения мы тоже переводим на метафорический язык — что мы чувствуем кожей, то чувствуем и сердцем.
Джош Аккерман, Кристофер Носера и их помощники наблюдали в 2010 году за людьми, сдающими резюме, и убедились, что многие стараются придать своим документам весомость в буквальном смысле слова, вкладывая их в толстые тяжелые папки. И интервьюеры тоже воспринимали тех, кто подает бумаги в тонких скоросшивателях, как менее серьезных претендентов. Таким образом, физическое ощущение распространялось даже на читаемый текст. Другое наблюдение тех же исследователей показало, что, сидя на стуле с жесткой спинкой, люди торгуются упорнее, чем расслабившись в мягком кресле. Жесткость побуждает к жесткости.
Посмотрев видеозапись шахматного матча в холодном помещении, зрители затем передавали основные факты, но если они сидели в теплой комнате, откуда-то брались и шутки, и эмоции. В следующий раз обратите внимание, как режиссеры доносят до вашего разума определенные слова, чтобы вызвать нужные эмоции. Стоит наклонить камеру, и персонажи, и сама ситуация покажутся вам странными, а если действие происходит в пустой комнате без звукового сопровождения, герои выглядят одинокими, чужими для всех.
Обстановка — это прайминг, подготавливающий вас к восприятию мира в том или ином свете. Достаточно изменить температуру в комнате или форму кресла, чтобы вы всё увидели иначе. Причем очень важна текстура предметов, поскольку прикосновение порождает в мозгу множество ассоциаций. Возникают какие-то слова, меняющие ваши мысли. Не теряйте бдительности: рекламщики и продавцы уже осваивают эту технологию. Нейромаркетинг давно присматривается к исследованиям связи тела и мозга, а с тех пор как исследование Барга проникло в Интернет, ажиотаж только нарастает. Скоро вы увидите товары, которые своими формами или тактильными ощущениями пробуждают целую цепочку ассоциаций. Вот вам и плоды науки на практике.
Когда доктор прижмет к вашей груди холодный стетоскоп, напомните себе, что вы не так уж умны: сам врач вовсе не жесток и не холоден. А когда у вас попросят чашку кофе, помните, что зажатая в ладонях горячая чашка заставит ваше сердце растаять при виде чьей-то улыбки.