Ася Петрова «Никогда не разговаривайте с волшебниками»
Узнай же, Санчо, что для волшебников нет ничего легче, как заставить нас видеть то, что им захочется.
Мигель де Сервантес Сааведра
«Дон Кихот Ламанчский»
Глава 1
Никогда не разговаривайте с волшебниками
Когда Вере было пять лет, ей казалось, что она уже прожила длинную-предлинную жизнь и скоро настанет пора заводить внуков. На прогулке с бабушкой в парке девочка подходила к мамам с колясками и наблюдала за грудными детьми. То и дело поправляла им одеяльца и ласково щекотала подмышки.
К двенадцати годам Вера стала совершенно самостоятельной барышней. Она сама пекла пироги, прибирала квартиру, пылесосила, ездила в школу на другом конце города, а ещё путешествовала по стране, когда её приглашали на мастер-классы. Мама не очень хотела, чтобы Вера стала музыкантом и всю жизнь играла на флейте. Она сердилась, когда девочка подолгу просиживала в своей комнате, и вместо того, чтобы делать уроки, часами извлекала из инструмента бессмысленные звуки. Мама раздражалась и говорила папе, чтобы лучше он купил дочке собаку, но папа не любил собак, а флейта его ни капельки не беспокоила. Иногда мама выходила из себя, хлопала дверьми, кричала, что от флейты у неё в очередной раз разболелась голова и что нормальные дети столько не играют. Однако Вера упорствовала. Флейта была её лучшим собеседником, самой живой из всех её воображаемых подруг, самой верной спутницей и самой доброй сказочницей. Каждый раз инструмент придумывал необычные звуки, каждый раз мелодии сплетались по-новому, рассказывали загадочные истории, заманивали в таинственные страны. У Веры в голове возникали целые планеты, заселённые музыкальными инструментами. Каждый день, ложась спать, она представляла, что оказывается в таком мире, где отовсюду доносится музыка, где дни напролёт можно играть на флейте и никогда не ходить в школу.
Иногда занятия музыкой Вере, конечно, надоедали, но причиной тому были глупые училки. Они, по глубочайшему убеждению девочки, ничегошеньки не смыслили в приколах флейтизма.
На нижней полке ночного поезда Вера втихомолку радовалась, что после недели утомительных занятий наконец вернётся домой. Она также размышляла об учительнице по флейте, которая могла бы быть полюбезней и не орать в ухо всякий раз, как ученица не делает вовремя «пиано», и вообще, что мастер-классы — чертовски неудобная штука.
Было около двенадцати, но Вере не спалось. Соседка на ближней полке без остановки настукивала эсэмэски, и звук кнопок отдавался в голове, словно топот маленького ёжика по деревянному полу. Флейта в футляре лежала под полкой, куртка висела на крючке, двое пассажиров наверху спали крепким сном. Девочка приподнялась на ладонях, упёрлась локтями в подушку и бросила продолжительный взгляд в окно. Было начало апреля, и погода стояла отвратительная. Растаявший снег, грязные дороги; днём — солнце, выглядывающее только под настроение, а ночью — небо без единой звезды. На деревьях уже вовсю набухали почки, но вот до листвы было ещё далеко, и оттого они казались такими надутыми и недовольными.
Вера разочарованно отвернулась от окна и косо посмотрела на тётеньку с мобильным телефоном, пытаясь, как в сказках, взглядом заставить её выпустить трубку из рук. Однако пассажирка и ухом не повела, а Вере было неловко делать замечание старшим. Тогда девочка громко кашлянула, показав, что не спит. Соседка упорно продолжала нажимать на кнопочки. Вера ещё раз кашлянула и, почувствовав в себе огромный талант к актёрской игре, зашлась в непрерывном кашле, рискуя перебудить весь поезд. Когда театральный порыв иссяк и девочка притихла, дама с телефоном уселась на своей полке и как бы невзначай бросила:
— Что там, Москва, кажется?
Вера оглядела с головы до ног соседку в синей пижаме.
— Да, верно. Москва уже скоро.
— Это хорошо. А почему ты не спишь? — спросила дама.
— Никогда не могу заснуть в поездах.
— Понятно. В Петербург едешь?
— Да, а вы?
— В Тулузу. — Соседка посмотрела на Веру, улыбнулась и чуть склонила голову набок.
— В Тулузу? — удивилась Вера. — А что это за город такой?
— Большой розовый город с красными черепичными крышами. Там живут люди, которые не помнят своих имён…
Вера удивлённо смотрела на даму. В голову внезапно пришла мысль, что она могла перепутать поезд. Девочка испугалась. Она вовсе не собиралась ни в какую Тулузу, ей надо было домой.
Соседка как угадала Верины опасения и, засмеявшись, сказала:
— Не бойся, ты села в нужный поезд. Всё будет хорошо. Я тебе обещаю. Кстати, меня зовут Мадлен Дюваль.
Вера наморщила лоб.
— Это что, псевдоним?
Синяя дама опять засмеялась.
— Вовсе нет. Это самое настоящее имя — Мадлен Дюваль. Красивое, да? Не то что у тебя.
— Не-а, мне моё больше нравится, — упрямо ответила Вера.
— Надо же, какая самоуверенная попалась!
Девочка промолчала. Мадлен снова уткнулась в телефон. Вера не сводила с неё глаз.
«Она похожа на Мэри Поппинс. Та также носит синее… нет, чушь. Она напоминает Карлсона. Он тоже был большой и толстый… нет, она же дама всё-таки. Слива. Точно. Или большой сиреневый цветок, нет — синий ирис. Да, точно, огромный, пухлый бутон ириса, да».
Соседка прервала Верины размышления, бесцеремонно отпихнув девочку к стенке и присев рядом.
— Я, случайно, не помешаю? — лукаво спросила Мадлен и тут же снова переключилась на телефон.
Вера помотала головой — впрочем, дама и не заметила.
— Кто пишет сообщения по ночам? — вздохнула Вера, немного осмелев после того, как Мадлен со своим телефоном заняла половину полки.
— Все! В Тулузе по ночам пишут все. Это же так здорово! Даже детям, таким, как ты, разрешается переписываться друг с дружкой по ночам.
Вера растерялась. Ей вдруг стало обидно, что в Тулузе все переписываются, пока она спит.
— А с кем вы переписываетесь?
— С малышами Николя и Жоффруа.
— Это ваши сыновья?
— Нет, что ты, это мои друзья.
— Все из Тулузы?
— Да, они там писателям помогают.
— Вы же сказали, они малыши…
— Ну и что?
— Как же малыши могут писать книги?
— Я не говорила, что они пишут. — Мадлен весело посмотрела на Веру.
— А что они делают?
— Живут своей жизнью.
— А при чём здесь литература? — Вера почувствовала, что ей морочат голову.
— Боже, эта девочка никогда не читала книжек про малыша Николя! — всплеснула руками Мадлен. — Какой позор!
— Не понимаю, вы только что говорили, как они живут где-то…
— Да ты просто ловишь слова на лету, но соображаешь туго.
Вера насупилась: теперь она была ещё и тугодумкой.
— Я не виновата, что никогда не была в вашей Тулузе и ничего не знаю, — произнесла она угрюмо, — и вообще не верю, что этот поезд туда приедет…
Вера начинала сердиться. Что за ерунда? Тётенька в синей пижаме словно загадывала странные шарады, которые невозможно было отгадать.
— Надо же, какая недоверчивая попалась, вы только посмотрите!
Мадлен рассмеялась. Вера молчала.
— Нельзя же никому и ничему не верить!
— Почему? — спросила девочка, глазом не моргнув.
Тут Мадлен нахмурилась, потёрла кривоватый нос, горой возвышавшийся на лице, положила телефон на стол и погладила Веру по голове.
— Потому что ты тулузская девочка. Смотри скорей. — Мадлен показала Вере свою ладонь. — Стоит только произнести три волшебных слова, как ты окажешься в Тулузе.
Вера молчала, пытаясь осмыслить слова Мадлен.
— Фу, какой у тебя жуткий взгляд, — сказала Мадлен. — Хватит на меня так смотреть, я знаю, ты проверяешь меня. Проверяешь, да? Ну и как? Все ли мои сказки тебе понятны?
— Про Тулузу?
Мадлен снова засмеялась:
— Поверь, мы с тобой встретились неслучайно.
— Правда?
— Правда. Это что-то вроде встречи старых друзей.
— Почему? Мы же не были раньше знакомы! — удивилась Вера.
— Это тебе только так кажется.
Было около двух часов ночи. Глаза у Веры слипались, но воображение продолжало работать. Мадлен вдруг показалась сливовым кустом с большими синими листьями; девочка положила голову ей на плечо, словно прислонилась к стволу дерева, и закрыла глаза.
— А что за три волшебных слова?
Мадлен подняла взгляд к потолку, улыбнулась, взмахнула рукой, словно подбрасывая что-то в воздух, и прошептала: «Он сан фу».
Купить книгу на сайте Издательства